Turok обзор игры. Все это уже было

«Турок» — очередной шутер о невзгодах и тяготах судьбы жёстких мордоворотов. Создаётся чувство, что движок UT3 в силу собственной амбиций и дороговизны просто не способен обрабатывать и отображать изящных джентльменов и тощих доходяг — смотрите сами: Unreal Tournament 3, Gears of War, Blacksite. Неизменно в центре внимания громадный главный герой, которого от выстрела дробью в упор кроме того насморк не пробьёт – и Джозеф Турок не исключение. Вместе с отрядом бывалых десантников его отправляют в погоню за неким злостным нарушителем самообладания по фамилии Кейн – дескать, Турок уже с ним знаком, кроме того соратниками некогда были, а потому и знает лучше вторых, как его выследить и поймать без утрат.

Но скоро узнается, что Кейн и его шайка – мельчайшая из неприятностей, кроме того, в каком-то смысле, малый, в то время, когда около снуют своры рапторов, а больших размеров тираннозавр, не обращая внимания на плотные очереди большого калибра в его адрес, с наслаждением пожирает всё живое в пределах досягаемости.

Запрещено промолчать: новый Turok ни за что не ремейк в меру популярного шутера середины девяностых. Вернее заявить, что проект Propaganda Games и Aspyr Studios (последние занимались портированием на ПК) создан по мотивам того самого «Турока», что носился в диком прикиде по лабиринтам и джунглям и валил динозавров пачками в отчаянных попытках спасти собственную жизнь. Новый же персонаж, хоть и лук при нём, и ирокез на голове, в полной мере себе юноша продвинутый, современный, да и по большому счету какой-то излишне хладнокровный. Тяжело себе представить, что должно случиться с его втором либо соратником, дабы на глуповатом лице выразилось хоть что-то, отдалённо напоминающее грусть либо сожаление. К слову, это далеко не претензия к технологической составляющей: с анимацией и мимикой, наоборот, всё в полном порядке. «Да ты легко машина для убийства», — пренебрежительно бросает один из соратников Туроку, в то время, когда тот с ножа подрезает уже пятидесятого раптора.

И это ещё что – так как тут хватает не только хищных ящеров, но и тяжеловооружённых соперников. В то время, когда на следующем этапе прохождения главгерой и Ко. выползают из зарослей и оказываются подле какой-нибудь базы, открыто дикий шутер мигом преобразовывается в экшен самый передовой, навороченный. Этакий «Crysis против здравого смысла» — новый мелкий поджанр, в то время, когда в бронированные суперкостюмы наряжены соперники, лучшее оружие, снова же, у них, а главный герой с луком и ножом, подобно Сталлоне в роли Рэмбо, чуть не без рубахи кидается в бой и – будьте уверены – погибнет с двух-трёх правильных попаданий.

Внимательный игрок достаточно не так долго осталось ждать увидит, что Turok – не совсем привычный шутер, потому что тут огнестрельное оружие далеко не всегда на высоте. Нас приучили обращаться к колюще-режущему лишь тогда, в то время, когда нет выбора, в этот самый момент эта тактика не работает категорически – иногда видятся места, где не окажет помощь ни замечательная спайперская винтовка, ни ручной пулемёт, но, вооружившись терпением и острейшим лезвием, этап удастся пройти достаточно скоро и негромко. Иначе, возможно и продумывать любой ход, существенно удлиняя прохождение, но приобретая массу наслаждения.

Разработчики не поскупились на разновидности пушек и разные вариации их применения. Из любого оружия разрешено вести как прицельный, так и вольный пламя, и поменять режим стрельбы либо вид снаряда. Так из лука возможно зарядить во вражину как простой стрелой, так и разрывной, к автомату несложно прикутить глушитель, а ручной пулемёт не запрещаеться не только таскать с собой, но и установить в нужной точке, по окончании чего он сам будет методично отстреливать соперников.

В качестве приятного бонуса: возможность забрать лёгкое оружие в руки – к примеру, местный дробовичок (сообщить «шотган» язык не поворачивается – до для того чтобы звания нужно ещё дорасти) и автомат замечательно смотрятся и трудятся совместно.

Сражения, как таковые, удались, с одной стороны, на славу – зрелищно, динамично, время от времени масштабно. Другое дело ИИ, что то впечатляет, то разочаровывает. Соперники временами путаются и используют тактики, пригодные только для открытых пространств, в маленьких помещениях и, напротив, почему кое-какие моменты удаётся пройти совсем уж не напрягаясь. Не смотря на то, что, кроме того в этом имеется собственный плюс – расслабившись по окончании лёгкой победы, обычно оказываешься пойманным неожиданно сворой каких-нибудь тварей, каковые, в отличие от людей, сражаются яростно, удары наносят мгновенно, не щадят никого.

Кстати, кое-какие представители животного мира «Турока» реагируют на звук – своевременно увидев это, возможно существенно уменьшить себе жизнь. Вынудите соперника стрелять, не издав звука лично, дабы голодные рапторы ринулись в бой – неприятель отечественного неприятеля возможно отечественным втором, о чём неизменно полезно отыскать в памяти.

Визуально Turok выглядит хоть и хорошо, но тускло. Джунгли дикой планеты прохладно-серые, неяркие, неприветливые. Отличная анимация, хорошие симпатичные спецэффекты и модели персонажей в мрачновато-скудных антуражах – до Crysis, само собой разумеется, на большом растоянии.

Однако, экшен-составляющая несомненно удалась, оказалось основное – разнообразить игровой процесс и не разрешить потребителю заскучать.

Плюсы: эффектные перестрелки; злые динозавры; движок UT3; харизматичный главный герой.
Минусы: отсутствие должного качества саундтрека; сохранения по чекпойнтам; достаточно несложный дизайн уровней.

Обзор игры Turok (2008)

Жанр: Action
Разработчик: Propaganda Games
Издатель: Touchstone Studios
Локализация: Новый Диск/Snowball Interactive
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожие игры: Blacksite: Area 51, Turning Point: Fall of Liberty, Halo 2
Минимальные требования для запуска: Операционная система Microsoft Windows ХР SP2, Процессор Pentium 4 2,4 ГГц, 1 ГБ оперативной памяти,18 ГБ свободного места на жестком диске, Видеоадаптер с памятью 128 МБ, совместимый с DirectX 9.0c (nVidia GeForce 6600, ATI Radeon X1300 или аналогичный), Звуковое устройство 16 бит, совместимое с DirectX, DirectX 9.0с
Рекомендуемые требования: Операционная система Microsoft Windows ХР SP2,Процессор Pentium 4 3 ГГц, 2 ГБ оперативной памяти, 18 ГБ свободного места на жестком диске, Видеоадаптер с памятью 128 МБ, совместимый с DirectX 9.0c (nVidia GeForce 7800, ATI Radeon X1800 или аналогичный), Звуковое устройство 16 бит, совместимое с DirectX, DirectX 9.0с

В последнее время появилось немало игр, которые можно окрестить как "бюджетный next-gen". С одной стороны, все вроде бы на месте: и графика на уровне, и более менее интересный геймплей, даже какой-то сюжет присутствует, и подается под видом блокбастера, с пафосом и размахом. Но чего-то им не хватает, какой-то незримой материи, что должна связать все элементы в единое целое. А множество мелких недочетов окончательно портят полотно, которое при удачном стечении обстоятельств могло бы стать пусть и не шедевром, но весьма достойной и запоминающейся вещью. К таким играм можно отнести Blacksite: Area 51 или Turning Point: Fall of Liberty. И вот теперь эту "славную" компанию пополнил проект компании Propaganda Games под названием Turok.

Урок истории

Как видно из названия, игра должна была стать ремейком знаменитого в прошлом экшена Turok, но на деле от оригинала осталось только имя главного героя (в честь него и названа игра) да лук. Ваш альтер эго - накачанный наемник с квадратной челюстью (привет, Gears of War), выполняющий грязную работу. Ваша очередная миссия - захватить опасного бандита, в прошлом начальника и наставника Турока. Но при приближении к планете, где прячется субъект, космический корабль сбивает ракета, и тот в виде кусков металлолома падает в густые джунгли.

Нескольким счастливчикам, в числе которых оказываетесь и вы, удалось пережить катастрофу. Выбравшись на свежий воздух, вы узнаете, что окрестность заселена динозаврами, которые не прочь полакомиться человеченкой. На протяжении игры вам только и предстоит вырезать разного вида ящериц и людей, продвинувшихся в интеллектуальном развитии не дальше упомянутых рептилий. Сюжет изо всех сил пытается разыгрывать перед игроком пафосное действие, наполненное драмой, прибегая к флешбекам, кровной мести за брата и даже демонстрируя неплохие ролики, в которых ваши напарники картонно гибнут геройской смертью с криками "получи гранату!". Но получается из рук вон плохо. Персонажам не то что не хочется сопереживать, а абсолютно все равно, кто умер, а кто остался жив.

Щас как полосну ножом!

Казалось бы, раз нет интригующей истории, за которой мы следили бы с замиранием сердце, то должен быть увлекательный геймплей, приковывающий игрока к экрану до тех пор, пока перед его глазами не поплывут титры. Но такого в этот раз не завезли. Главная "фишка" - это динозавры, и на нее, очевидно, разработчики сделали основной упор. Рептилии выглядят очень красиво, двигаются плавно и реалистично.

Вся окрестная флора, не считая людей, условно делится на три группы. Первая - абсолютно безобидные травоядные, которые убегут, поджав хвост, лишь заслышав отдаленное эхо выстрела. Следующая категория - мелкие вредители, живущие по признаку "ты не трогаешь меня, я не трогаю тебя". Ну а последние - алчущие кровью хищники, готовые сгрызть любое живое существо. С такими обращение одно - стрелу в лоб или ножем в глаз. Нож, между прочим, самое лучшее оружие в игре. Если в нужный момент нажать на левую кнопку мыши, Турок отправит врага на тот свет каким-нибудь изощренным приемом, во время исполнения которого камера сделает красивый облет вокруг убийцы и его жертвы, а затем снова уютно устроится "в глазах" главного героя. Когда Турок вонзает лезвие в спину человека или вспарывает живот очередной ящерице, игре можно многое простить - так красиво это выполнено…

Но не будем удаляться от темы. Есть один особый "персонаж", который не попадает ни под одну из трех категорий. При виде его хочется последовать подсказке "Dinosaurs eat meat. You are meat. Run away!", что в переводе на великий и могучий переводится как "ноги в руки и бежать!". Этот герой - тираннозавр, больше известный как T-Rex.
Радует, что между всеми тремя категориями существует взаимодействие, этакая light-версия A-Life из S.T.A.L.K.E.R. Травоядные становятся пищей для хищников, те в свою очередь легко могут подраться друг с другом за добычу.

Разумеется, Turok не мог обойтись и без битв с "боссами", которые представляют собой в основном обычных противников, но только с броней потолще и ударной силой повыше. Лишь с гидрой придется немного попотеть. Люди же вовсе ничем не примечательны, не умеют действовать в команде, за укрытиями прячутся хуже пятилетних детишек, всегда оставляя голову на линии огня - словом представляют собой пушечное мясо. Но стреляют метко будто читеры. Давят исключительно числом. И решительно непонятно, на самом ли деле за черными костюмами скрываются живые homo sapiens - сколько Турок ни решетит их пулеметом или ни колет ножом, из них только искры летят, в то время как из динозавров кровь хлыщет литрами.

Для уничтожения врагов всех мастей предусмотрено достаточно видов оружия, но с собой можно таскать не более двух стволов; есть возможность стрелять с двух рук, каждая пушка обладает альтернативным режимом огня, но ни один экземпляр (кроме упомянутого выше ножа) не запоминается.

Учитесь, как не надо...

Коридорные уровни в бункерах и подземельях, где вам противостоят наемники, самые скучные этапы в игре. Куда веселее бродить в дождь по темным джунглям с луком наперевес, в такие редкие моменты даже появляется некая атмосферность. Жаль только на уровне технического исполнения игра находится году этак в 2006, даже несмотря на то, что разработчики использовали Unreal Engine 3.0. Джунгли так и вовсе не многим лучше Peter Jackson"s King-Kong или Halo 2, а местами и хуже, представляют собой серые, узкие и безликие коридоры. И это после великолепных тропиков Crysis! Подземелья с разрушенными зданиями выглядят еще плачевней.

Лишь ближе к концу, когда на экране начинается эпическое действие, грохочет проснувшийся вулкан, все вокруг в огне и лава, словно голодный монстр, пожирает любую преграду, а в небе кружатся тучи каких-то комаров-переростков, Turok показывает, на что способен. И почему только UE 3.0 так "везет" на обладателей лицензий? Сначала Turning Point и богомерзкий Hour of Victory, теперь вот и Turok. А ведь Gears of War и Unreal Tournament 3 наглядно продемонстрировали, что третий Unreal Engine может выдавать великолепную картинку.

И ладно бы глупый AI и спорная графика. Самая большая беда проекта Propaganda Games - всеобщая вторичность происходящего без единой свежей мысли. Эти подъемы на мосту с параллельным отстрелом врагов, вылезающие из-под земли мутанты-скорпионы, боссы-вертолеты - все это мы уже видели далеко не раз, причем в гораздо более качественном исполнении. Ну а последний гвоздь в крышку гроба Turok вколачивает ужасное управление. Кто только придумал это издевательство с кнопкой Shift, когда прицел спокойно можно было повесить на среднюю кнопку мыши, а альтернативный огонь на правую! Вопрос навечно останется без ответа.

Ради справедливости стоит отметить, что Turok все таки не так ужасен и является просто произведением искусства по сравнению с каким-нибудь Hour of Victory. От массового геноцида динозавров и наемников можно получать удовольствие. Но разработчикам то ли не хватило бюджета, то ли таланта, а может всего вместе, но потенциал у проекта гораздо больше. В итоге перед нами типичный проходняк, в который можно поиграть пару вечеров и сразу же забыть.

Плюсы
временами игра дает "жару"
красивые динозавры
плавная анимация
неплохая постановка

Минусы
вторичность
скучный сюжет
кривое использование технологичного движка
неудобное управление
глупый искусственный интеллект

Оценка: 6
Вывод: Если есть возможность, то с Turok стоит ознакомиться, особенно ввиду острой нехватки на данный момент интересных экшенов. Но, даже пропустив эту игру, вы ничего не потеряете.

Продолжение легендарной серии Турок мы ждали очень давно, и представить себе не могли, что анонсированный в 2007 году проект под консоли следующего поколения появится в руках pc-геймеров уже весной 2008 года. После первых увиденных роликов с геймплейной частью нам очень понравилось смотреть на бои с динозаврами, но мы ужасно огорчились невнятными перестрелками с людьми. Нам очень хотелось, что бы разработчики убрали вообще каких-либо представителей разумной фауны, и оставили нас наедине с теми самыми динозаврами. Тем самым, изобразив своеобразную переделку Парка Юрского Периода с экранов телевизоров на мониторы. Критика была весьма уместна, девелоперы взялись за головы и постарались, как можно сильнее сделать свой проект к выходу на прилавки. Немного истории, последние части были выпущены на таких приставках, как Xbox, Playstation 2 и Gamecube. На персональных компьютерах немного ранее вышли три части: Turok 2: Seeds Of Evil, Turok: Dinosaur Hunter и Turok: Evolution. Все они были аркадными и интересными из-за быстрого геймплея. В последнее время с динозаврами мы видели Кинг-Конг Питера Джексона и все. Мы ждали действительно увлекательной, пугающей и завораживающей игры о противоборстве человека и давно вымерших динозаврах. Сейчас, мы вам поведаем о том, что же было хорошо и плохо в Turok образца 2008 года, который до самого релиза оставался «темной лошадкой», скрывая не только свои недостатки, но и достоинства.

История, которую предложили нам сценаристы игры, очень проста и банальна. Вас зовут Джозеф Турок – герой, который всем своим видом показывает, что лучше него нет никого вообще. Вам дают задание, отправиться на неизвестную и загадочную планету и отыскать там лидера террористической группы по имени Роланд Кейн (фамилия уже приелась, так как звучит едва ли не в каждом втором фильме или игре). Кейн когда-то давно работал на правительство Земли, готовил самых сильных и мощных солдат во вселенной. Понятное дело, что Турок обучался у своего нового врага, но тот стал нехорошим, и вам предстоит взять его живым или мертвым. Так вот, наш корабль «неожиданно» ломается, и мы терпим крушение. Все это вызывает смех, как какой-нибудь второсортный фильм 90-х про катастрофу, ну да ладно продолжим повествование. Джозеф оказывается наедине с огромным миром, в котором что-то есть странное и таинственное. Но очень быстро мы понимаем, что все зло нам могут принести динозавры и люди Кейна, которые не прочь повоевать с первыми. Задумка сделать мир уникальным и единственным не получилась, Turok явно не увлечет вас своей вселенной, как какой-нибудь Half-Life или Mass Effect, а жаль.

Джозеф Турок всеми своими действиями напоминает нам Рембо, который оказался в будущем, и даже немного помолодел. Самая главная задача для него – это кого-нибудь подстрелить, ранить, зарезать, избить, взорвать и много чего еще в этом роде. У нас, конечно же, темное, даже очень темное прошлое. Из-за него все напарники кричат на нас и ругаются что есть силы, подозревая, что Турок может сделать что-то не в их интересах. Нам предлагают опять надоедливые флешбеки, если кто еще не знает, это воспоминания героя, в которых мы принимаем непосредственное участие. В общем, сюжет на этом заканчивается, и слава богу, так как еще несколько минут подобной ахинеи могут свести даже опытного игрока с ума. Но все мы знаем, что экшен славиться не сюжетом и историей, а именно экшеном. И Propaganda Games справилась с этим заданием если не на отлично, то на хорошо уж точно.

Описание всего оружие, представленного в игре займет не так уж и много времени. Нам дадут пистолеты, плазмоганы, шотганы, шестистволки с дробовиками и еще немного более интересных представителей. Мы почувствуем, что каждое оружие уникально и ведет себя правильно. Добавлена возможность стрелять сразу с двух рук. Далее еще лучше. Нам дают почувствовать себя Робином Гудом и пострелять метко из лука, что выполнено разработчиками на все 5 балов. Но и это не все, ножик – здесь не самое слабое и бесполезное средство, а незаменимое ни чем оружие. Ладно бы можно было только резать и колоть противников, но даже выполнять своеобразные Fatality. Выглядит невероятно красиво и кинематографично. Можно несколько миссий пройти, используя всего лишь один нож. Дробовик тоже не подкачал, и мочить им динозавриков просто райское наслаждение. Представьте сцену: Вы бежите в темную пещеру, у вас в руках автомат и дробовик, на вас несутся толпы рапторов, по которым вы палите, что есть силы. Патроны на исходе, но вы их не жалеете. А когда вдруг их вообще не остается, опять берете нож и за старое. Даешь народу зрелищ!!!

Акцентируем свое внимание на сказке, которую так тщательно придумывали дизайнеры. Хотя слово тщательно здесь неуместно. Вроде бы все хорошо, но какой-то изюминки нет. В некоторых местах слишком банально и однообразно. Уровни похожи на коридоры с редко проскакивающими развилками. Все это оформлено миллионами лиан и высокой травой. Правда ту же самую траву можно спутать с динозаврам и поведение ее в плане физики выглядит некрасиво. Зато небосклон выполнен просто невероятно красиво: все переливается и буквально излучает добрые эмоции. Прямо хочется, что бы и в нашей жизни было такое разнообразие над головой. Бывает, даже смотришь завораживающе на происходящее рядом, но это очень и очень редко. Подводя итоги, скажем, что мир удался, но каких-то интересных особенностей не ждите, а так хотелось Спилбергского размаха.

А вот что действительно не сбалансировано, так это сложность игры Turok. Сначала все очень трудно и даже для некоторых непроходимо без читов. Вы устаете от постоянных смертей: то от очередного раптора, то от тех странных солдат Кейна. Но чем дальше вы проходите и совершенствуете свои характеристики, тем проще становиться играть. Все приходит к тому, что вас просто невозможно убить, почти невозможно. Интересная особенность стравливания солдат-противников и динозавров-противников сделана на средненьком уровне, так как этого очень мало и частенько выглядит не естественно. AI противников или идеальное, или идиотское. На вас несется динозавр, сбивает вас с ног и должен по законам жанра съесть вас, вместо этого он или просто стоит на месте, или врезаются в стену. У динозавров, кстати, только одна цель найти себе пищу, то есть человека. Других целей нет, так что бойтесь быть съеденным. Но если судить в целом, то в этом нет ничего плохого. Ребята из Propaganda Games подчеркивают аркадность и простоту. Между экшеном проскакивают загрузки со словами, типа: "мочи всех кто ест мясо, потому что ты тоже мясо". Ну разве не прелесь?!

Внешняя оболочка не подкачала и частенько может дать фору самым сильным экшенам, но порт с консоли был сделан недостаточно хорошо. Иногда умудряется тормозить на самых топовых компьютерах, что непозволительно для уже немного устаревшего Unreal Engine 3.0. Все эффекты присутствуют, но явно недотягивают до таких игр, как Unreal Tournament и Gears of War, хотя движок, напомним вам, тот же. Тени, сглаживания и так далее сделаны не идеально, но опять-таки хорошо, как и вся игра в целом. А вот что немного выделяется, так это музыка, исполненная симфоническим оркестром. А еще профессиональные актеры, которые очень живо и весело озвучили главных персонажей. Также интересно звучат выстрелы, шорохи и всякие взрывы. Вообще звук явно находиться на более высоком уровне, чем проект в целом. Уже это вызывает уважение и желание посмотреть на игру.

Если все вместе сложить, то мы видим качественный экшен, аркадный во всех проявлениях, что нам нравиться, но зачем к адреналиновой битве с динозаврами прикручивать невнятные перестрелки с человекоподобными нам осталось так и не понятно. Турок – это игра на несколько вечеров, не больше. Если вы устали от всех этих правильных физических взаимодействий и от влияния физиологии человека на геймплей, а также вам хочется замочить с прыжка невероятным ударом ножа раптора, то смело идите в магазин и покупайте Turok. Игра затягивает и даже увлекает, но души в ней и атмосферы практически нет. Продажи получились весьма хорошими, поэтому можем ждать продолжения, где наверно наконец-то уберут надоедливых всем людей. Итог: типичный «серяднячок – проходнячок» с славным прошлым, который забудется всеми в течение полугода, но если вам скучно и вы устали наслаждаться великолепной погодой за окном, то смело погружайтесь в мир будущего, где правят динозавры.

Кишащий динозаврами мирок — не лучшее место для секретной злодейской базы. Как можно вынашивать коварные замыслы и проводить ужасные эксперименты, когда персоналом то и дело пытаются закусить? Если бы твари защищали от незваных гостей, это еще куда ни шло, но ведь не помогут! Что прячься, что не прячься — придет сюда какой-нибудь Турок и всех порешит.

Сын Камня отдыхает

Правда, индеец Турок, гроза рептилий и киборгов, уже не тот, что прежде. Он не похож на Сына Камня из блокбастера Turok: Dinosaur Hunter с Nintendo 64 и тем паче далек от одноименного комикса 1950-х. Выкупив лицензию у Acclaim Entertainment, Buena Vista Games (она же — Touchstone Studios) устроила серии «перезагрузку». Астрал, сверхспособности и путешествия во времени остались в прошлом. Джозеф Турок, бывший член банды безжалостных наемников «Волчья стая», пугает врагов горой мышц, квадратной челюстью и орлиным взглядом. Вместе с отрядом спецназа он летит к планете, ставшей плацдармом для его «старых друзей», дабы раз и навсегда покончить с вожаком «Стаи».

При посадке корабль терпит крушение, давя обломками план молниеносной операции. Вскоре бойцы узнают, что, помимо бандитов, тут обитают тысячи доисторических гадов — от безвредной мелочи до тирексов. А заодно ядовитые скорпионы, вылезающие из-под земли, подобно жукам в «Звездном десанте», гигантские осы, огромный танк-паук, действующий вулкан и морская змеюка высотой с девятиэтажку.

Некрасивые однотипные джунгли, серые пещеры, тропический лес, тоскливые коридоры форпостов и лабораторий, забитые Взрывоопасными Бочками, снова джунгли… Как и положено в насквозь заштампованной «стрелялке», геликоптеры подбрасывают негодяев Турку под нос, хотя иногда авторы плюют на приличия и «рисуют» армии из воздуха. Безликие напарники гибнут в самые предсказуемые моменты. Бесхозная турель гарантирует, что сейчас попрет «мясо». «Боссы-вертолеты» рыгают металлом, но горят от первого попадания из гранатомета. Да и здоровья индейцу не занимать — выдерживает прямой удар ракеты! «Turok, you go first», — повторяет очередной без пяти минут труп. Знает, салага, за чьей спиной не страшно!

Второсортная война

Для полной коллекции шаблонов недостает лишь поездок на машинах а-ля Halo (или Call of Duty 2 ). Возможно, они смогли бы отвлечь внимание от куцего зоопарка, припадков ИИ, садящегося перед укрытием, и унылого дизайна оружия.

Последний был коньком Turok: Dinosaur Hunter , выезжавшей исключительно на насилии и современной по тем меркам 3D-графике. В Turok 2008 года крови тоже хватает — темно-красная жидкость заляпывает шкуры существ и камни, но ощущения совсем другие. Фирменный лук с обычными и разрывными стрелами, «снимающий» цели без лишнего шума, — самое бесполезное средство в арсенале. Противников слишком много, чтобы тратить секунды на возню с тетивой; лучше взять дробовик, пулемет или импульсную винтовку, причем сразу в обе руки. «Снайперка» неудобна, пистолетом толпу не одолеть, огнемет хорош разве что в сражении с суперзмием.

Стоит забыть и про нож, для которого аниматоры заготовили уйму зрелищных сценок. Подойдите к жертве, нажмите кнопку, и Турок покажет жестокий трюк, четко давая понять, на что потрачены деньги, оставшиеся после озвучки с участием плеяды голливудских актеров. В такие мгновения порой думаешь, что для Turok еще не все потеряно, однако иллюзия тает с финальными хрипами поверженного врага.

О несчастном Unreal Engine замолвите слово

Вездесущая скудность фантазии (в сценарии, диалогах, облике уровней, наборе «стволов») злит меньше, чем резкие перепады сложности и криво разложенные «чекпойнты». Вас могут дважды сохранить во время пробежки по пустой местности, а потом травить 10-минутной резней. Судя по таблице клавиатурной раскладки, студия Aspyr, отвечавшая за РС-порт, хотела сделать нормальный «quicksave». Жаль, руки программистов до этого не дошли.

Не освоили в Aspyr и Unreal Engine 3. Занимая 16 (!) Гб на винчестере, Turok выдает на удивление тусклую для «некст-гена» картинку, частенько подтормаживает (пусть не так сильно, как собрат по несчастью — BlackSite: Area 51 ) и выводит на колонки невнятную кашу взамен добротного многоканального звука. Движок тут ни при чем; просто «везет» ему что-то на дилетантов. , уверенно сползал в небытие последние десять лет. Возрождение не состоялось, да и шут с ним. Нынче много достойных шутеров. Всем спасибо за попытку, все свободны.

Генетически воссозданный парк Юрского периода – не место для прогулок, хотя на динозавров хочется посмотреть всем и каждому. Бабушки и дедушки современных обитателей террариума, по представлениям разработчиков, являются идеальными противниками – быстрые, сильные, непредсказуемые. Настоящие хищники! Достаточно открыть энциклопедию с хорошими иллюстрациями, чтобы убедиться – врага опаснее, чем кровожадная рептилия, будь она размером с пятиэтажный дом или, напротив, не выше полуметра, но с дружками, не найти.

Джосеф Турок, на время забывший свои индейские корни, динозаврам другом не был. Его первая военная операция сразу не заладилась – для начала бойцы из отряда, к которому он был приписан, посмеялись над чудной фамилией, затем какой-то злопыхатель пустил слух, что новобранцу лучше не доверять. Наконец, корабль-транспортировщик терпит крушение на планете, в джунглях которой обосновались не только диковинные рептилии, но и небольшая армия давно разыскиваемого преступника. Туроку повезло – благодаря помощи так и не переставших подтрунивать бойцов он сумел выжить и раздобыть оружие. Но вместе с ним спасся и тот самый злопыхатель, неизвестно почему заимевший зуб на потомка коренных жителей Америки. Вместе они решают разыскать останки корабля, найти выживших и выполнить порученную миссию. Туроку выпало идти первым – под надзором пары человеческих и десятка звериных глаз.

Имея дело с большим динозавром, есть смысл попробовать натравить его на особей поменьше. Однако если по сюжету динозавр – босс, эта уловка не сработает.На большом расстоянии в противников попасть сложно, но это не вина управления с джойпада. Просто они не стоят на месте, а находят укрытия, прячутся и вообще в бою ведут себя как всамделишные вояки.
Первый день в джунглях

Знакомство с игровой механикой и местными правилами выживания разочаровывает из-за не замеченных ранее, или попросту не афишируемых разработчиками мелочей. Вот, например, трава. Трава в Turok высокая, густая, колышется на ветру и обязательно приминается, если где-то рядом пробегает дикий зверь. Однако – вот удивительно! – она не мнется под тушей убитого динозавра, да и анимация «колыхания» на оба случая одна – совершенно невозможно понять, несется ли навстречу клыкастый монстр или это горный ветер, имитируя законы физики, силится создать иллюзию живого мира.

Следом за разочарованием от флоры ждите недовольства фауной, а заодно и местом ее обитания. Turok мог бы стать типичным шутером от первого лица, если бы не уникальная подборка противников и идея, с которой каждая локация, будь то леса или горные перевалы, превращается в смертельно опасный лабиринт. К несчастью, этим обещаниям разработчиков подтверждения не нашлось. Уровни представляют собой увешанные лианами коридоры с редкими развилками; пойти налево, к рыщущим в поисках обеда голодным зубастикам, или двинуться направо, где в засаде притаились нехорошие наемники, готовые в любой момент открыть огонь? Когда же действие переносится в закрытое помещение, скажем, на военную базу, а напарник под самым нелепым из возможных предлогом ударяется в самоволку и сворачивает направо, вероятно, баррикадируя за собой дверь, Turok так и вовсе не отличим от FPS самого среднего пошиба. Даром что дали стрелять с двух рук: в одной пистолет, а в другой – пулемет.
Игровые достижения
Игровые достижения (achievements) в версии для Xbox 360 выдаются за заслуги в многопользовательском режиме исключительно. Однако, несмотря на богатство возможностей последнего (предусмотрен даже режим кооперативного прохождения!), желающих повоевать с динозаврами онлайн не так много, как хотелось бы.


Проходить Turok с одним ножом – особое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Ножом, кстати, можно уходить даже тираннозавра!Красивое небо, закат и рассвет – к сожалению, не повод восторгаться графикой Turok. Она хороша, но в ней нет ничего выдающегося.
Смех продлевает жизнь

Во время путешествия из точки А в точку Б героя время от времени одолевают воспоминания об уроках выживания, полученных в лагере… от преступника, за головой которого он сейчас охотится. Скажем, Турок берет в руки механический лук, изображение на экране на долю секунды размывается, после чего игроку показывают сценку на движке, где бородатый злодей дает инструктаж по использованию нового типа оружия. «Классная пушка, – хихикает громила. – Пригодилась бы, живи мы в каменном веке». Как это ни удивительно, но именно подобные эпизоды заставляют закрыть глаза на все недочеты; появляется намек на интригующий сюжет, начинающийся с шуточек и подколов в адрес невозмутимого главного героя, а к финалу обретающий все новые и новые подробности, благодаря которым можно составить полное представление о творящемся на планете безобразии.

Напарник на первую половину игры – персонаж чуть ли не более примечательный, чем сам герой. «Иди вперед, Турок, и давай там без своих причуд». Недаром все западные рецензенты отмечают превосходную игру актеров, привлеченных к озвучиванию персонажей. Помнится, знаменитая Gears of War первой задала моду на «разговорчики в строю», где каждая отпущенная шуточка воспринималась неотъемлемой частицей повествования. Здесь создается похожий эффект, но с поправкой на то, что сам Турок – тип неразговорчивый и куда охотнее скорчит гримасу, чем ответит чем-нибудь едким на подколки, вроде «Турок? Это фамилия или шутка?». Ни одно игровое событие не обойдется без циничного комментария, притом, что юмор тут преимущественно солдатский – грубый, зато простой и понятный. В общем, не удивляйтесь, когда расстрелявший своего первого динозавра помощник сплюнет и как ни в чем не бывало спросит: «Интересно, а какие эти твари на вкус?».


По ходу дела в руках у героя оказывается разное оружие. Однако ничего удобнее автомата, лука, ножа и ракетницы создатели придумать не смогли. Одновременно Турок может нести не более двух типов оружияКогда Турок натягивает тетиву, прицел не дрожит. Но и долго целиться не дадут – через несколько секунд герой сам собой выпустит стрелу.
Но долго восторгаться актерским талантом напарника не выйдет, ведь как боец он большой пользы вам не принесет. Создается впечатление, что разработчики сотворили универсального солдата, способного в одиночку перестрелять целый батальон и при этом спасти доверенный ему отряд, но чтобы не смущать игрока, существенно занизили… наносимый суперменом урон. Солдат, умирающий после трех попаданий из пулемета Турока, прежде чем погибнуть от рук ворчливого комедианта, десять раз упадет на колени и героически поднимется, принимая грудью очередь за очередью из ствола ворчливого комедианта. Как и противники, напарник передвигается по заранее намеченному пути, иногда, впрочем, возвращаясь обратно, если герой решил обойти блокпост с другой стороны. И если в случае с ним это не так заметно (благо, так он частенько отвлекает внимание на себя, предоставляя игроку возможность расстрелять негодяев со спины), то с противниками ситуация порой доходит до смешного: Турок взбегает по лестнице, встречает пяток врагов, незамедлительно открывающих по нему огонь, убивает двоих и ретируется – понаблюдать из укрытия, как пустившиеся было в погоню неприятели проскакивают несколько ступеней и, враз забыв про перестрелку, преспокойно возвращаются на посты.



А вот поведение динозавров, к чести создателей, можно охарактеризовать как «непредсказуемое». И хотя их животная дикость лишь на руку Туроку (можно и нужно подсовывать чудищам нерасторопных врагов), зачастую удобнее не бездействовать, глазея, как доисторические зверюги закусывают несчастными солдатами, а помочь врагу расправиться с хищниками – с людьми-то, как выясняется, бороться куда легче. Впрочем, рептилия сама по себе тоже не больно опасна (если это не тираннозавр, конечно); пока ящеры нападают на героя в одиночку, с большой вероятностью схватка пройдет в виде сценки, где игроку предстоит быстро-быстро нажимать высветившуюся на экране кнопку, чтобы Турок саданул гадину коленом или истыкал ножом. Ни то, ни другое, кстати, для динозавров не смертельно. Этим-то они и страшны: сбившись в стаю, рептилии дадут такой бой, что одно только крутое оружие едва ли поможет – придется бегать, увертываться, отстреливаться и искать, где бы отдышаться, чтоб восстановить здоровье. Под открытым небом спрятаться не так уж и трудно, но в какой-нибудь пещере, где из освещения один-единственный фонарь, чей заряд вот-вот закончится, да с несчастным пистолетиком и охотничьим ножом... Приходится доверять инстинктам. Предугадать, откуда динозавр выпрыгнет в следующий раз, невозможно. Выглядывать во тьме хищно поблескивающие хвосты? А что еще остается… «Динозаврам надо кушать, а кушают они мясо. Ты – мясо. Беги!» – такой глумливой надписью встречает экран загрузки. И чтобы в следующий раз не услышать рядом над ухом скрежет зубов, этим советом лучше не пренебрегать.
Графическая часть
Графическая часть Turok – момент спорный. До уровня консолей нового поколения дотягивает, но до красот Gears of War или BioShock – нет. Бросить камень в разработчиков можно и за не совсем удачно подобранную цветовую гамму. Преобладающие темно-зеленые тона (причем как в горах, так и в лесах, и даже на военных базах) не способствуют комфортной игре на простых телевизорах. И версия для PlayStation 3, обычно более дружелюбная в этом плане, страдает от того же недуга. Впрочем, на экранах высокого разрешения картинка все равно кажется темной, а из движущихся объектов первое время удается распознать лишь динозавров, благо их раскраска отличается от «фона», да подсвеченные божественным сиянием модели персонажей в скриптовых роликах. Впечатление от последних, кстати, могут испортить только с запозданием подгружающиеся текстуры. Не поленитесь, перед началом игры установите доступное обновление – иначе в один прекрасный момент текстура на тираннозавре покажется только после того, как тот разинет пасть и возьмет оглушительно низкую ноту.