Как установить контакт с любым человеком. Факторы, способствующие установлению контакта между людьми Умение устанавливать контакт с людьми

Привет! Мне сегодня захотелось поговорить о психологическом подключении к человеку, с которым вам может понадобиться работать, вы хотите с ним дружить или планируете завоевать его сердце. О том, как наладить контакт с человеком, если у вас общие интересы и схожие характеры я говорить не буду, в этом случае личности будут сами притягиваться друг к другу, хотя правила контакта можно применять и к таким отношениям.

Успешные отношения с коллегой, боссом, ребенком, клиентом и даже с собственным партнером, во многом зависят от этой невидимой ниточки – психологического контакта. Давайте я поделюсь с вами некоторыми эффективными способами налаживания связи с человеком, которыми пользуюсь интуитивно, но решила собрать для вас в отдельную тему. Возможно, нижеприведенные тезисы покажутся кому-то банальными, но мне довольно часто приходилось наблюдать за людьми и парами, в отношениях которых есть некая отдаленность, но которую можно избежать применив методы контакта.

Обратите внимание

С одной стороны – это может показаться глупостью - я общаюсь, значит обращаю внимание, но на самом деле все обстоит не так. Обратить внимание – значит стать активным слушателем, значит проявить заботу и участие. Смотреть в глаза собеседнику, игнорировать внешние элементы. Например, если у вас зазвонил телефон, то приглушите звук вместо того, чтобы ответить или скажите вежливо звонившему, что перезвоните.

Обратная связь

Эффективный способ, как наладить контакт с человеком – получить обратную связь, а делать это можно задавая вопросы, потому что люди любят говорить о себе. Только будьте аккуратны, не заденьте неприятные воспоминания собеседника, старайтесь задавать вопросы, которые несут нейтральный оттенок. Даже если вы ничего о себе не рассказали, то при налаживании обратной связи, у собеседника будет впечатление того, что состоялся отличный разговор и у вас много общего.

Помните имена, называйте по имени

Мы все встречали людей, у которых плохо с иенами, а если и у вас такие проблемы с запоминанием имен, то вы должны сделать все возможное, чтобы не забывать их, вплоть до того, что записывайте его на ладони. Когда вы называете человека по имени, это вызывает чувство доверия, заставляет чувствовать себя важным, и собеседники становятся более открытыми и восприимчивыми. Как говорил Дейл Карнеги: «Имя человека – это самый важный звук, который он может услышать».

Не пытайтесь показать, что вы все знаете

Задаваясь вопросом, как наладить контакт с человеком, мы часто ошибочно думаем, что если покажем свою эрудированнось, то он потянется к нам, но как бы не так. Этот факт наоборот может стать препятствием к общению и собеседник, вероятно, сочтет вас высокомерным. Будьте готовы учиться у других, а при разговоре не пытайтесь показать, что вы знаете все.

Подведем итог, как наладить контакт с человеком

Вместо того, чтобы кому-то что-то доказывать, делайте акцент на личности собеседника. Запоминайте даты, запомните его имя, учитесь активно слушать собеседника, создайте визуальный контакт и, конечно, не забывайте про доброжелательность и элементарную улыбку.

Представьте, что вас просит об одолжении кто-то, кто вам нравится. Скорее всего, вам будет приятно оказать ему услугу. А если вас попросит об одолжении человек, к которому вы равнодушны? Не факт, что вы броситесь ему помогать. Если вы услышите совет от уважаемого вами человека, то вы будете благодарны ему за внимание и прислушаетесь к его словам. А если вас начнет поучать кто-то вам несимпатичный, то вы или просто проигнорируете его слова, или с раздражением отмахнетесь от непрошеных советов.

В чем разница? В отношении. Как писал Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера», умение обходиться с людьми – это ключ к успеху. Сам Ли Якокка, будучи известным в мировом бизнесе топ-менеджером, активно изучал психологию. Успешные люди умеют строить межличностные отношения, основанные на взаимном доверии и понимании. Такие отношения психологи называют термином «раппорт» (фр. rapport, от rapporter - возвращать, приносить обратно). Если раппорт уставлен, люди общаются спокойно и позитивно, быстрее находят точки соприкосновения и легче приходят к компромиссу.

Известно, что нам всем проще и комфортнее общаться с такими, как мы. «Чужаки», непохожие на нас, нам интересны, но они нас пугают, мы им инстинктивно не доверяем и не можем расслабиться в их присутствии. Во многих компаниях существует свой дресс-код, свой офисный сленг: это способствует сближению и созданию атмосферы «кругом все свои».

Сближение и «подстройка» осуществляются на разных уровнях восприятия. Согласно исследованиям американского психолога Альберта Мейерабиана успех коммуникации зависит на 7% от слов, на 38% – от тембра голоса и на 55% - от языка тела и жестов. Таким образом, невербальное общение – это неотъемлемая часть классического общения людей между собой. Существует несколько способов передачи невербальной информации. Оптико-кинестетический способ включает в себя использование мимики, движений рук при разговоре (жесты), позу и движения человека. Паралингвистический способ передачи информации связан с физиологией человеческого голоса: тональностью, диапазоном, громкостью, интонацией. К экстралинвистическому способу невербального общения относится темп речи, наличие или отсутствие пауз, вздохи, смех. Еще одним методом невербального общения является зрительный контакт.

При визуальном контакте значение имеют частота пересечения взглядов собеседников, длительность периода, когда люди смотрят прямо в глаза друг другу, попытки поймать взгляд или избежать его. Когда человек смущается, он часто опускает глаза вниз, если он испуган или обманывает собеседника, то отводит взгляд в сторону, а когда собеседники приятны друг другу, они смотрят друг на друга, как минимум, половину времени из всего процесса общения. Блуждающий взгляд означает, что собеседнику скучно. Что касается «первого взгляда», мне понравилось правило, про которое я недавно прочитала: «При первом контакте посмотрите собеседнику в глаза, не мимо, а прямо в глаза, и достаточно долго, чтобы запомнить цвет глаз, потом можно отвести взгляд».

Опытные переговорщики обращают внимание на позу, жесты, голос, темп речи, уровень энергии собеседника. Лучшая поза для успешного диалога – «открытая»: лицом друг к другу, руки не скрещены на груди. Рекомендуется пользоваться приемом «отзеркаливания»: если собеседник сидит прямо, нужно тоже выпрямить спину, если собеседник говорит быстро, не стоит тянуть слова, если собеседник жестикулирует, не нужно держать руки по швам, иначе собеседники не «совпадут» по темпу и энергии, и мозг пошлет сигнал «это чужой!».

Большинство людей любят говорить о себе, но для установления раппорта нужно друг друга слушать и слышать: использовать парафраз, задавать уточняющие вопросы, повторять любимые слова и словосочетания собеседника. «Я вижу, что… Моя точка зрения состоит в том, что… Это видно… Я Вас слышу… Для меня это было, как звонок… Я чувствую…» – такие обороты речи могут рассказать вам о том, как собеседник воспринимает мир и дать подсказку, каким образом он лучше всего воспримет информацию. На первый взгляд все кажется довольно простым. Но это совсем не просто следить не только за тем, как выглядит, двигается, что говорит ваш собеседник, и при этом повторять его движения и поддерживать диалог.

Следующими этапами установления раппорта являются подстройки к образу мышления, интересам, ценностям, опыту. Здесь помогают эрудиция, любознательность и наличие хобби, позволяющие поддерживать беседу на темы, релевантные для людей, с которыми нужно выстраивать отношения. И при этом важно не забывать о своей собственной индивидуальности и своих ценностях. Во-первых, чтобы уважать себя, а во-вторых, потому что «чужаки» хотя и опасны, но все-таки интересны. Установление раппорта – это и естественный, почти бессознательный процесс, и искусство, и навык.

Иногда люди говорят: это же манипуляция? Я так не думаю. Все зависит от того, чего мы хотим. Если мы сознательно воздействуем на чувства другого человека, преследуя исключительно свои скрытые цели, это манипуляция. Если мы ищем точки соприкосновения и хотим показать, что «мы одной крови – ты и я», то это так же естественно, как говорить по-английски с англичанином или как использовать язык глухих с глухими… К тому же установление раппорта – это всегда двусторонний процесс.

Достаточно ли такой «подстройки» для установления эффективных долгосрочных отношений? Нет, недостаточно. Можно улыбаться, смотреть в глаза, «отзеркаливать» жесты, поддерживать разговор на разные интересные темы, но если коммуникация не подкрепляется искренним интересом и уважением к человеку, а также реальными делами, то полного успеха добиться невозможно.

Однажды у меня случился конфликт с человеком, который был значительно выше меня по своему статусу. Мы не понравились друг другу с самого начала, нас раздражало друг в друге буквально все, мы еле разговаривали. Когда его назначили моим прямым начальником, мой бывший босс, получивший повышение, спросил, что я буду делать – может быть, поеду на секондмент в другую страну? Я не хотела уезжать и сказала, что буду работать с новым боссом.

Это было нелегко. Для начала я решила найти в нем сильные стороны, за которые я смогла бы его уважать. Я внимательно наблюдала за ним, слушала его, говорила о нем с коллегами, которые работали в его команде, и в результате увидела в нем массу положительных качеств: стратегический ум, умение мгновенно перерабатывать огромные массивы данных и делать точные выводы, невероятную работоспособность, широту интересов, обаяние, эмоциональность и ранимость, скрытую за внешней брутальностью. Я выполняла все, что он просил, и все, что не просил, если я считала, что ему это могло бы понадобиться. Я постоянно думала, как сделать его жизнь проще, легче и веселее. Сначала он нейтрально принимал мою помощь, потом стал сам обращаться ко мне, потом начал советоваться со мной по всем важным вопросам. В конце мы очень подружились и до сих пор общаемся, хотя он мне уже давно не начальник… Когда я вспоминаю, как мы перешли от вражды к дружбе, я отдаю себе отчет, что я много работала, чтобы стать ему полезной, но все-таки самое главное – я изменила свое к нему отношение, и он не мог этого не почувствовать. «Не переживайте, если Вам кто-то не нравится, – сказал мне как-то один тренер на одном из семинаров, – в 99% случаях Вы ему тоже не нравитесь. Но зато если почувствуете к кому-то искреннюю симпатию, то, скорее всего, это тоже будет взаимно».

Приятно, когда к нам хорошо относятся! С некоторыми людьми нам удается установить теплые отношения быстро и легко. Но есть и те, с кем разговор не клеится. Как разговорить собеседника и как легче установить контакт с другим человеком.

1. Рассказывайте о себе. Если собеседник, как вам кажется, не готов к разговору, не отвечает на ваши вопросы или отвечает односложно, вы можете для начала поговорить на посторонние темы, рассказать о том, что вас заботит в эту минуту и внутри этого повествования возникнет пространство для общения.

2. Задайте неожиданный вопрос. Дайте собеседнику возможность взглянуть на тему вашего обсуждения по-новому – удивление откроет возможность для диалога. Журналист Валерий Аграновский в одной из своих книг рассказывал, как, пытаясь взять интервью у неразговорчивого специалиста о его работе, он спросил своего собеседника, сколько шагов тот делает за рабочую смену. В другой раз ему предстояло сделать интервью с физиком Флеровым, который попросил вопросы прислать заранее – но готовые ответы не дали бы ощущения живой беседы. И вот, придя на встречу к Флерову, Аграновский увидел на доске схемы и спросил, почему атомы рисуют всегда круглыми, а не ромбиками, например. Физик задумался – почему, в самом деле? Вопрос разбудил его любопытство и стал отправной точкой для увлекательного разговора.

3. Выражайте свое внимание к собеседнику. Пока он говорит, кивайте, пользуйтесь подбадривающими высказываниями: «да-да», «угу», «действительно, так». Не отводите надолго взгляд в сторону, смотрите в направлении собеседника, но не обязательно прямо в глаза – слишком прямой и пристальный взгляд некоторые воспринимают как выражение недоверия.

4. Поднимайте самооценку собеседника. В этом помогут такие фразы: «Как интересно», «Да, теперь я начинаю понимать». Иногда полезно переспрашивать: «Простите, как вы сказали? Это очень важно !» Повторяйте особенно значимые высказывания собеседника, прибавляя к ним: «Это очень новая информация», «Секунду, мне бы хотелось это записать».

5. Показывайте свой интерес к теме. Бывает, что эрудиция собеседника превосходит вашу. В этом случае вы можете попросить его разъяснить отдельные моменты. Если при этом он немного высокомерен, не признавайтесь сразу в своем незнании – вместо этого можно сказать: «Так-так… ищу в памяти… не получается восстановить… а ведь это звучит так интересно! Не могли бы вы рассказать мне…»

6. Выбирайте индивидуальный стиль общения. Попробуйте представить себе, что важно для вашего собеседника, чего бы ему хотелось. И используйте это. Например: «Мой друг, узнав, что я с вами встречусь, просил непременно выяснить… Мои знакомые позавидуют мне, когда я им расскажу, что разговаривал с вами… Ваши близкие, наверно, гордятся тем, что вы…» . Один скульптор сказал Юрию Гагарину: «Молодой человек, не вертитесь – а то вы не попадете в историю!»

7. Отражайте чувства собеседника, при этом сохраняя дистанцию: «Кажется, что вы взволнованы». Если вы считаете, что собеседник испытывает отрицательные эмоции, добавляйте «как если бы » и переспрашивайте: «Это выглядит так, как если бы вы были возмущены моим незнанием, – это действительно так?»

8. Рассказывайте о своей реакции. Следите за своими чувствами и рассказывайте о них, когда это уместно или необходимо. С положительными эмоциями, как правило, трудностей не возникает (см. п. 3). А если у вас появились неприятные переживания, сообщайте как о наблюдении – с позиции наблюдателя: «Вы знаете, я чувствую внутри себя какое-то несогласие… желание возразить… Это любопытно – мне хочется возразить человеку, с которым мне так интересно беседовать…»

9. Бросайте вызов. Вместо того чтобы стараться понравится собеседнику, сделайте так, чтобы он старался понравиться вам. Такая неожиданная смена ролей может оживить разговор. В качестве примера – случай на защите диссертации. Выступающий окончил основной доклад, и наступил момент, которого обычно молодые ученые боятся больше всего, – когда ведущий скажет: «А теперь вопросы к диссертанту ». В тот раз, едва прозвучали эти слова ведущего, диссертант прибавил: «Только, пожалуйста, покруче! » Оппоненты растерялись – они думали уже не о том, чтоб «завалить» его, а о том, насколько интересными окажутся их вопросы. Молодой человек превратил их в объект своей оценки.

10. Ставьте «кавычки». В ситуациях, когда нужно сказать собеседнику нечто неприятное или задать вопрос, которого тот не хочет слышать, помогает прием отстранения или интонационные кавычки – вы говорите то, что считаете нужным, но не от своего лица. Например: «Я бы сам никогда не задал этого вопроса, однако меня просили узнать…», «Сейчас у меня трудный момент, не хочется этого говорить, но руководство просило передать…» или «На моем месте какой-нибудь бестактный человек мог бы спросить…». Чтобы сохранить дружественную обстановку, можно указать на то, что этот неприятный эпизод будет вынесен за рамки вашей доверительной беседы: «…А потом мы сразу же вернемся к нашему разговору».

Наши разговоры нередко превращаются в бесплодный обмен упреками. Как этого избежать? Уметь видеть факты, осознавать свои чувства, выражать свои потребности, ясно формулировать просьбы – таковы составляющие метода, который помогает нам находить верные слова.

Залог успешного общения – говорить ясно. Казалось бы, так просто, но чаще мы пускаемся в многословные абстрактные рассуждения и почти никогда не говорим о том, что чувствуем в данный момент. Когда мы вываливаем на собеседника все, что у нас накопилось, его внимание ослабевает: он тонет в потоке наших слов. Ясность и точность – главный принцип метода «ненасильственного общения». Освоив четыре его основных правила: безоценочное наблюдение; признание своих чувств; определение связанных с этими чувствами потребностей; формулирование конкретных просьб — мы научимся говорить так, чтобы собеседник смог нас услышать и понять. И в результате общение с партнерами и детьми, родителями, друзьями и коллегами станет эффективным.

Конфликтология и конфликты

Сегодня продолжаем разговор про бессознательное (с точки зрения эриксоновского гипноза и эриксоновской терапии)
И поговорим о том, как наладить контакт со своим бессознательным.

Начнем с главного. Что такое бессознательное вообще.
Скажу честно, доподлинно этого никто не знает, бессознательное - как черный ящик, как неведомая сила внутри нас.

В разных психологических концепциях есть разное понимание бессознательного.
И среди людей также есть разные мнения.

Например, есть мнение, что бессознгательное — это сила которая работает против нас, хранилище травм и комплексов.
Эта точка зрения имеет право на жизнь, и это тоже так.

Однако, в эриксоновском гипнозе и эриксоновской терапии мы смотрим на бессознательное с другого ракурса:
Бессознательное — это наш мудрый помощник, хранилище ресурсов, оно может стать для нас поддержкой , другом и опорой. Можно установить контакт со своим бессознательым, научиться получать от него помощь и поддержку.

По моему опыту, обе точки зрения справедливы. У бессознательного есть и та и другая сторона.

Мне нравится понимание бессознательного в Психосинтезе (о нем были мои эссе, ссылки на них будут внизу)
Напомню вкратце:
Есть нижнее бессознательное, среднее бессознательное и высшее бессознательное.

Нижнее бессознательное управляет жизнью тела, основными влечениями, инстинктами и примитивными побуждениями. Там же могут находиться страхи и фобии. Психосоматические проявления тоже обычно выходят из него
Среднее бессознательное: В нем усваивается полученный опыт и появляются плоды повседневной деятельности ума и воображения
Там же находятся поведенческие стратегии, убеждения, привычки (как полезные так и не очень)— всё то что обычно действует «на автомате».
Высшее бессознательное: Отвечает за интуицию, вдохновение, таланты, сострадание, эмпатию, связь с чем-то бОльшим.

Конечно, такое подразделение условно, и нигде в нашем бессознательном нет границы, которая отделяла бы среднее от низшего и высшего. Но это дает некое представление о том, что вообще может быть в бессознательным - и мне такая концепция представлятся полезной.

Теперь поговорим о том, как и для чего налаживать контакт со своим бессознательным.

Для чего налаживать такой контакт:


  • научиться лучше слышать и понимать себя

  • соединиться с ресурсами, которые находятся внутри

  • согласовать разные грани, стороны своей личности

  • продвинуться к бОльшей целостности и внутренней гармонии

  • обрести опору внутри себя

Как это работает в практике:
На терапевтических сессиях мы можем делать небольшие трансы, чтобы закрепить полученный результат
Многие терапевтические техники можно делать в трансе.
Иногда я предлагаю клиенту сделать упражнение в трансе, которое направлено как раз на то, чтобы установить с бессознательным контакт. На основе таких упражнений я и записала аудио-практику, которую Вы найдете дальше.

Есть еще интересный вид работы, с метафорами и материализацией опыта, я часто его использую.
Пример (с разрешения клиента).
Мужчина, владелец бизнеса, пришел на очередную сессию — и я сразу заметила, что он чем-то озабочен.
Он сказал, что у него в бизнесе возникла проблема, которую он не знает как решить. Уже смотрел с разных сторон, и так и эдак... Но решения не видит.
Я предложила ему поработать с бессознательным. Потому что если б на уровне сознания решение было - он бы его уже нашел.
У меня в кабинете есть детский конструктор (деревянные цветные фигурки разных форм).
Он выложил из этих кубиков свою проблему, так как он видит и ощущает ее сейчас. А потом я предложила ему перестроить всё это и выложить решение.
Причем, на уровне сознания он не вполне понимал, какое именно решение он выкладывает. Зато на уровне бессознательного, на уровне чувств и телесных ощущений — он чувствовал, что нашел решение.
На уровень сознания решение пришло уже позже — через несколько дней после сессии. В следующий раз клиент поделился, что решение увидел и осознал.

А теперь предлагаю Вам самим сделать практику, если есть желание.

Ниже Вы найдете видео — это аудио-практика, чтобы установить контакт со своим бессознательным.
Бессознательное не разговаривает на языке слов. Оно может давать Вам сигналы в виде телесных ощущний или визуальных образов.
Аудио-практика построена таким образом, что сначала Вы погружаетесь внутрь себя (входите в состояние легкого транса), а потом обращаетесь к своему бессознательному.

Можете посмотреть видео со мной, где я чуть больше об этом рассказываю.

И вот сама аудио-практика

Напишите в комментариях, какие результаты получили от аудио-практики. И если есть вопросы, то задавайте.

Найти общий язык с ребенком и сделать так, чтобы мыслями он находился здесь и сейчас, не так просто, как кажется на первый взгляд. Как наладить контакт с ребенком для легкого комфортного общения?

Составляющие речевого развития

Общение состоит из трех компонентов, каждый из которых является отдельным уровнем со своими характеристиками и проблемами, которые могут возникнуть.

Первый – это контакт, во время которого проявляется заинтересованность ребенка в общении, его желание вести разговор, поддерживать и направлять в нужное русло.

Второй – это понимание речи, так как ему необходимо реагировать на то, что его говорят и в соответствии с этим выстраивать дальнейшие действия, реплики и суждения.

Третий – активная речь, которая позволяет вести разговор. Улучшая речь ребенка, необходимо работать над всеми компонентами, но начинать следует с контакта.

Более подробно вопрос развития активной речи описан в статье

Для полноценного общения недостаточно понимать речь и уметь использовать активную речь. Эти два умения теряют все свои преимущества, если ребенку не интересно, скучно или он не может поддерживать общение в силу ряда причин.

Он не желает проводить время со взрослыми и общаться с ними или же он все время молчит, предпочитая быть слушателем. Работа над пониманием речи не решит эту проблему, поэтому разобраться следует с контактом.

Как строится контакт?

Контакт – это необходимость для любого вида общения, именно он является важнейшей составляющей коммуникации. Можно выделить три базовых составляющих, на основании которых строится контакт.

  • Ощущения

Здесь речь идет об ощущениях, которые передаются через сенсорные системы – тактильные, зрительные, слуховые, вестибулярные, проприоцептивные и т.д. Очень многое влияет на то, что человек чувствует и как именно происходит связь с окружающей средой.

Особенно важно это для детей, которые собственным ощущениям обычно доверяют больше, чем тому, что они слышат от взрослых. Общение можно выстраивать на основе ощущений, делиться ими и анализировать их.

  • Эмоции

Каждый день человек сталкивается с определенными эмоциями – с радостью, удивлением, счастьем, грустью, печалью, восторгом, злостью, стыдом, облегчением. В течение дня эмоции сменяют друг друга, в зависимости от того, с какими ситуациями приходится сталкиваться.

У ребенка в младшем дошкольном возрасте еще не такой большой перечень эмоции, который он испытывает каждый день, однако это влияет на его настроение.

Когда ребенку грустно, то он не хочет заниматься как с родителями, так и с педагогами. Поэтому перед началом занятия следует развеселить малыша, понять его проблемы.

  • Идеи

Они руководят многими детскими поступками. Постепенно в голове появляются мысли, они формируются в конкретные образы, которые в дальнейшем переходят в действия. Идеи тесно связаны с желаниями и интересами ребенка. На основании этого он решает, что ему делать (например, посмотреть мультик или поиграть в лего).

Рассматривая ощущения, эмоции и идеи, необходимо анализировать эти составляющие во взаимодействии, так как они постоянно влияют друг на друга. Когда ребенок решает поиграть в свою любимую игру (у него возникает идея). Он при этом испытывает определенные эмоции (обычно положительные, когда у него все получается) и ощущения (он видит происходящее, чувствует, слышит).

В каждой игре есть те составляющие контакта, которые преобладают. Например, в потешке «идет коза рогатая» преобладают ощущения (тактильные и проприоцептивные) и эмоции (так как от игрового процесса ребенок чувствует радость), но сама идея теряется и присутствует только косвенно (ее использует взрослый чтобы поддерживать нить игры).

Три шага для комфортного общения

Причин, по которым малыш отвлекается, может быть множество. Это трудности саморегуляции, особенности работы сенсорных систем, плохое самочувствие, настроение, озадаченность мыслями, нежелание заниматься в данный момент. Все это затрудняет общение родителей, педагогов и логопедов с ребенком.

Сегодня мне хочется предложить простой алгоритм, который состоит из трех шагов. Это позволит наладить контакт с малышом и достичь взаимопонимания.

Шаг первый: «Оценить»

Оценка ситуации и ее анализ являются фундаментом для дальнейшего контакта с ребенком. Этот шаг включает в себя такие моменты:

  • Следует понять предпочтения ребенка, его интересы и увлечения. От этого уже можно будет .
  • От чего расстраивается ребенок, и какие ситуации заставляют его чувствовать себя неловко. Такие детали проявляют себя уже в первые минуты общения.
  • Какое место и какое время являются оптимальными для занятий исходя из загруженности ребенка и его распорядка дня.

Шаг второй: «Следовать»

Дети ценят, когда взрослые доверяют им и вливаются в их среду. Чтобы наладить контакт, можно воспользоваться такими рекомендациями:

  • Для начала достаточно быть рядом с ребенком, не настаивая при этом на своем. Такой подход позволит сблизиться и найти общие интересы и темы для разговоров.
  • Совместным интересам следует уделить достаточно внимания. Чем больше точек соприкосновения будет выявлено, тем лучше.
  • Мелкие шаги лучше резких действий. Они позволят укрепить взаимоотношения за счет надежного фундамента.

Третий шаг: «Развивать»

Любой контакт, который достигается с ребенком, нужно развивать. Желание стремиться к лучшему должно быть во всех жизненных сферах, в том числе и в общении с детьми.

Стоит помнить, что:

  • Контакт – это основа взаимоотношений с ребенком, он является «цементом», который впоследствии скрепляет отношения. Общение позволяет детям познавать окружающий мир (как самостоятельно, так и при помощи взрослых).
  • Каждый шаг вперед должен поощряться.
  • Общей целью является расширение навыков, к ней можно идти как прямо, так и через вспомогательные задачи.

Несколько простых условий для укрепления контакта

  1. Необходимо прислушиваться к его желаниям – какой вид деятельности больше нравится, какой формат занятий больше привлекает.
  2. Тема разговора должна быть интересной для малыша – для начала можно обсуждать любимые сказки и мультфильмы. Также малыш может делиться своими желаниями, фантазиями. Не обязательно, чтобы предмет разговора был реальным, он может быть вымышленным. Главное, чтобы он привлекал ребенка.
  3. Не стоит «давить», если малыш в данный момент не настроен на беседу. Необходимо подобрать то время, когда у него будет хорошее настроение. И тогда наладить контакт получится намного быстрее.
  4. Регулярные занятия с разнообразными упражнениями. Предлагайте ребенку что-то интересное и делайте это изо дня в день. Только то, что делается на регулярной основе, принесет желанные плоды.

Когда контакт найден можно будет переходить к развитию понимания речи и активной речи. Контакт является хорошим фундаментом для коммуникации. Без него другие составляющие обесцениваются и теряют свою практическую значимость.

Необходимо строить занятия с ребенком так, чтобы развитие и укрепление интереса стояло на первом месте. А уже после подключаются все остальные навыки и умения.

Контакт с ребенком устанавливается постепенно, через изучение его желаний, привычек и личностных качеств. Тактичность и неспешность сделают общение познавательным и интересным для ребенка.

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе